Закупки для ИТ растут на фоне санкций

Согласно данным Ассоциации электронных торговых площадок (АЭТП), за первое полугодие 2015 г. государственные заказчики, а также госкорпорации, ГУПы и другие виды юридических лиц объявили на 30-40% больше закупок в сфере ИТ, чем за первую половину 2014 г. Аналитики связывают рост объема закупок в денежном выражении с ослаблением курса рубля.

За первое полугодие 2015 г. госзаказчики (в соответствии с 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”) объявили свыше 49 тыс. закупок в сфере ИТ. По результатам исследования, предоставленным ComNews Ассоциацией электронных торговых площадок, их общая сумма составила 60,6 млрд руб., что на 30% больше, чем за первую половину 2014 г. Средняя начальная цена контракта выросла в этом году на 29,3% и составила 1,3 млн руб. Доля закупок ПО в этом году составила 36% от общего объема ИТ-тендеров, в прошлом году – 37%. В первом полугодии 2015 г. более 33,8% торгов было объявлено на оказание ИТ-услуг, в прошлом году этот показатель составил 25,4%.

Эксперты АЭТП отметили сокращение доли торгов на поставку компьютерной техники в первом полугодии 2015 г. За это время госзаказчики объявили 33% торгов на закупку “железа” от общего объема ИТ-тендеров. За тот же период 2014 г. доля таких торгов составила 40%. “Из-за валютных колебаний сейчас не лучшее время для модернизации компьютерных систем. Вероятно, по этой причине заказчики отложили покупки оборудования на лучшие времена, что и снизило долю закупок оборудования”, – говорит младший аналитик Rye, Man & Gor Securities Егор Дахтлер.

Выросло и количество закупок в ИТ-сфере, совершенных в рамках 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. За первое полугодие 2015 г. заказчики объявили около 22 тыс. конкурентных процедур. Объем соответствующих торгов составил 151 млрд руб., что на 41,7% больше по сравнению с аналогичным показателем 2014 г. Средняя начальная цена контракта в этом году, наоборот, снизилась на 27% и составила 6,7 млн руб. “Это может быть связано с сокращение числа крупных ИТ-проектов у госзаказчиков в первой половине 2015 г.”, – говорит представитель АЭТП.

Наибольшим спросом у госкорпораций, ГУПов и других заказчиков (по 223-ФЗ) пользовалась компьютерная техника. Доля подобных закупок составила 47% от общего объема ИТ-тендеров в первой половине 2015 г., в то время как первые шесть месяцев 2014 г., напротив, продемонстрировали пониженный спрос на компьютерную технику – доля торгов составила 33% от общего объема закупок.

В этом году, в первой его половине, согласно данным АЭТП, 30% торгов пришлось на оказание ИТ-услуг и 26% – на поставку ПО. В первом полугодии 2014 г. доля закупок на оказание услуг интеграторов составляла 43,5%, а доля закупок ПО – 24% от общего объема ИТ-торгов.

По мнению аналитика ИХ “Финам”, рост объема закупок по №44-ФЗ и №223-ФЗ в первом полугодии 2015 г. носил по большей части технический характер. “Основным фактором роста, очевидно, стало ослабление рубля, – отмечает он. – Поскольку в госзакупках ИТ-услуг и компьютерной техники очень высока доля валютной составляющей, рост цен в рублевом выражении был неизбежен даже при предполагаемом сокращении объема закупок в натуральном выражении”.

По оценкам аналитика UFS IC Анны Милостновой, темпы роста объема закупок велики, и это может быть связано с тем, что ряд контрактов был обговорен ранее. “Из-за девальвации рубля стоимость ИT-услуг должна подорожать по сравнению с прошлым годом. Вероятно, реакция на этот фактор будет отложенной, и во второй половине года мы увидим сокращение темпов роста объемов закупок”, – говорит она. С этим согласен и начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК “Фридом Финанс” Георгий Ващенко. По его словам, сейчас компании в основном сосредотачиваются на удовлетворении текущих операционных потребностей.

Как полагает Тимур Нигматуллин, сокращение расходной части госбюджетов всех уровней и бюджетов компаний с госучастием во втором полугодии 2015 г. обусловит резкое замедление темпов роста объема госзакупок по №44-ФЗ и №223-ФЗ в годовом выражении.

Со своей стороны представитель Департамента информационных технологий Москвы говорит, что для ведомства закупки компьютерной техники – циклический процесс. В 2011-2012 гг. ДИТ массово оснащал город компьютерной техникой, в 2012 г. общая сумма контрактов на ее поставку составила 6,1 млрд руб. В 2013-2014 гг. эта сумма была ниже. “Но в 2015-2016 гг. планируется обновление и дополнительная поставка техники во многие учреждения, поэтому объем контрактов на поставку вновь пойдет вверх”, – пояснил он.

Напомним, ПАО “Ростелеком” в 2014 г. совершило закупки на 163 млрд руб. (включая CAPEX, OPEX и финансовые закупки). Из них на операционные закупки пришлось 103 млрд руб. (68%). Основной объем закупок пришелся на оборудование связи (см. новость ComNews от 8 апреля 2015 г.). На корпоративный центр компании пришлось две трети закупок. “Объемы госзакупок на 2015 г. будут сравнимы с теми, которые были в 2014 г., несмотря на кризис”, – говорил тогда старший вице-президент, финансовый директор “Ростелекома” Кай-Уве Мельхорн.

По словам старшего вице-президента по технической инфраструктуре “Ростелекома” Александра Цейтлина, в 2015 г. оператор планирует закупить не менее 30% основного технологического оборудования для региональных сетей у отечественных поставщиков.

В то же время закупки оборудования, ПО и других ИТ-продуктов пока продолжают осуществляться по большей части у западных производителей либо у российских, но сама техника изготовлена с применением зарубежных комплектующих. Согласно официальной статистике Минпромторга, в 2014 г. импорт радиоэлектроники в Россию вырос в 2,5 раза по сравнению с 2013 г. – до $773,4 млн, а экспорт, наоборот, сократился на 4%, до $2,14 млрд. “Рост импорта в 2,5 раза в 2014 г. – это значительно. Полагаю, что статистика министерства основывается в том числе и на госкорпорациях. Думаю, что это закупки впрок как оборудования, так и комплектующих на фоне влияния санкций”, – отметила председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) Светлана Аппалонова.

По ее словам, пока количество закупаемой техники со статусом телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) не увеличилось на системном уровне. “Это связано с тем, что правоприменение статуса до сих пор отсутствует. Допускаю, что ряд отечественных производителей, которые имеют налаженные связи с определенными потребителями, увеличили долю у этих потребителей за счет статуса. Но о каком-либо ощутимом открытии рынка для российской продукции сказать не могу”, – заявила она.

По словам представителя ДИТ, в этом году в рамках закупочных процедур, проводимых ведомством, соотношение между отечественными и зарубежными разработчиками (участниками торгов) практически не изменилось с 2014 г. “По закону в конкурентных процедурах принимают участие только российские юридические лица, однако у нас нет конкретных критериев, согласно которым мы в рамках торгов можем отделять “отечественных” производителей от “зарубежных”. В документации четко прописываются требования, которые предъявляются к технике, а участники конкурса дают предложения, соответствующие этим требованиям”, – отметил он. Представитель ведомства привел в пример инфоматы для поликлиник, которые ДИТ закупает у российского производителя, однако соответствие всем требованиям государственного контракта обеспечивается за счет использования некоторых импортных комплектующих в этих инфоматах.

Сложно судить о том, увеличивается ли доля закупок отечественного ПО, рассуждает исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) “Отечественный софт” Евгения Василенко. “С одной стороны, обозначен вектор на импортозамещение. С другой, конкретные меры пока не реализованы на практике. Такая ситуация побуждает иностранных производителей активизировать усилия по продажам, пока не вступили в силу преференции отечественному ПО”, – подчеркнула она.

Евгения Василенко уточнила, что АРПП “Отечественный софт” довольно долго ведет работу над тем, чтобы была публичная статистика госзакупок ПО в разрезе отечественного и иностранного. По ее словам, утвержденные сейчас критерии отечественного ПО и создание реестра отечественного ПО позволят провести грань между отечественным и иностранным софтом и отличать их при госзакупках. “Совместно с Минкомсвязью мы прорабатываем вопрос сбора статистики закупок продуктов из реестра по 44-ФЗ и 223-ФЗ”, – сообщила она. Кроме того, важно собирать и анализировать данные в разрезе классов ПО. Это нужно для того, чтобы понять, по каким классам требуется более глубокое регулирование, чем приоритет при госзакупках.

Источник: http://www.comnews.ru/node/96526#ixzz3gAC6Vffs

22586563