ИТ-компании пересмотрят программу развития из-за падения рубля

Резкий скачок курса рубля отражается на работе российских телекоммуникационных и интернет-компаний

Это связано во многом с тем, что их сети строятся практически полностью на оборудовании, закупаемом за рубежом.

Как смягчить падение рубля

Капитальные расходы сотовых сетей составляют одну из самых значимых статей расходов. Компания VimpelCom Ltd. планировала направить на эти цели 21% от выручки 2014-го года в соответствии со своей стратегией развития (за три квартала 2014 года выручка составила $5,2 млрд). Официальный представитель “Вымпелкома” Анна Айбашева говорит, что текущая макроэкономическая ситуация, безусловно, оказывает влияние на бизнес в телеком-отрасли.

У “Вымпелкома”, в частности, ряд контрактов с поставщиками оборудования номинирован в валюте. С целью хеджирования валютных рисков оператор использует ряд мер. “Мы стараемся находить взаимоприемлемые решения с поставщиками, перезаключая договоры с фиксацией рублевой ставки или установлением коридора курса рубля и с распределением валютного риска между нами и партнерами”, – говорила Айбашева РБК ранее.

В пресс-службе МТС сообщили, что для снижения влияния колебаний курсов валют на объем инвестиций, компания в третьем квартале авансом произвела часть платежей по капитальным затратам, работы по которым будут производиться до конца 2014 года и в первой половине 2015 года.

В “Мегафоне” не стали подробно комментировать степень влияния изменений курса на рубля на закупки оборудования. В то же время, сотрудник компании отметил, что в качестве одной из мер по смягчению этого влияния используется хранение в иностранных валютах предназначенных для закупки оборудования денег.

Темное будущее

Сотрудник “Вымпелкома” сказал РБК, что строить какие-то прогнозы на будущее сейчас спекулятивно, потому что ситуация “меняется практически каждый день”.

Представитель “Яндекса” заявил: “Колебания валютного курса могут повлиять на расчеты с иностранными поставщиками”. Как именно эти колебания влияют на расходы компания не раскрыла. Кроме иностранных поставщиков у “Яндекса” есть договор аренды офиса, привязанный к доллару США, рассказывал в ходе отчетного конференц-звонка в октябре 2014 года, финансовый директор “Яндекса” Грег Абовски. Тогда он назвал аренду офиса “немного дорогой”. На момент заявления курс доллара США, установленный ЦБ РФ, составлял 40,97 руб.​ за доллар.

В пресс-службе МТС сообщили, что оператор “сейчас в процессе принятия решения по поводу капитальных затрат на следующий год”.

Вице-президент и технический директор Mail.Ru Владимир Габриелян высказался более определенно. “Текущие изменения валютных курсов оказывают негативное влияние на наши планы закупок. Думаю, это относится ко всем, кто так или иначе работает с зарубежными поставщиками. Наши инвестиционные планы будут меняться пропорционально изменению курса рубля”, – сказал он.

В период финансового кризиса 2008-2009 годов компании снижали уровень инвестиций в инфраструктуру. МТС и “Билайн” снизили доли капитальных затрат от выручки в 2009 примерно вдвое: до примерно 12% против 21% в 2008 году у МТС и до 12% против 26% у “Билайна”, сообщалось в отчетности компаний.

“Мегафон” был тогда единственным из операторов “большой тройки”, кто не снизил, а даже несколько увеличил капитальные затраты – до 28,9% выручки в 2009 году (52,5 млрд руб) против 28,6% (50,1 млрд руб) в 2008 году. Однако этот рост был меньше динамики затрат годом ранее, когда капитальные расходы выросли в абсолютном выражении на 11,3 млрд руб по сравнению с 2007 годом.

Крупнейший российский оператор – “Ростелеком” – отказался от комментариев.

Перейти на российское не получается

Российское оборудование сейчас не может стать заменой импортным поставкам. Сотрудник МТС сказал РБК, что в настоящее время российское оборудование не способно обеспечить качественную связь в условиях быстрого роста трафика.

Габриелян из Mail.Ru Group сказал, что у импорта нет возможных аналогов из России: “Во всем, что касается серверов, систем хранения данных и тому подобного, у импортного оборудования в данный момент нет российских аналогов”.

В “Яндексе” отказались комментировать возможность замещения импортного оборудования отечественным.

Сотрудник российского представительства Ericsson, рассказал РБК, что любой проект и любую сделку компания рассматривает индивидуально и всегда обсуждает наиболее выгодные и гибкие условия для наших партнеров. “Наши клиенты – приоритет номер один для нас и мы и в дальнейшем намерены поддерживать развитие бизнеса российских операторов”, – говорят в Ericsson.

Производитель телекоммуникационного оборудования Huawei увеличивает сбыт своего оборудования закупаемого российскими операторами на кредиты, выдаваемые китайскими банками. Банки, по сообщениям компаний, предоставили целевые кредиты на покупку оборудования у Huawei холдингу Vimpelcom (владеет “Билайном”) на $1 млрд и “Мегафону” на $500 млн.

Абонентов пока не трогают

В 2008-2009 годах, операторы не поднимали цены на услуги. Более того, уровень их цен в кризисный период даже снизился. Так, показатель средней цены за минуту услуг (APPM) у МТС по итогам второго года кризиса – 2009 – уменьшился до 1,16 руб против 1,25 руб в 2008 году. У “Мегафона” цена минуты также стала меньше, несмотря на кризис. По итогам 209 года она составила те же 1,16 руб по сравнению с 1,27 руб в предыдущем году. Минута разговоров в сети “Билайна” также в среднем подешевела с 1,57 рубля в 2008 году до 1,51 рубля в 2009 году.

В компаниях “Вымпелком”​​, МТС и “Мегафон” отказались отвечать на вопрос РБК о возможности изменения цен на свои услуги.

 

Источник: rbc


22586563